Расследование причин аварий на ОПО, повреждений ГТС
Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте – это установление и документальное фиксирование обстоятельств и причин аварии на поднадзорном объекте, определение ответственных за происшествие лиц, разработка предупреждающих мер.
Расследование причин аварии на ОПО, повреждения гидротехнического сооружения (ГТС) проводит специальная комиссия, которая назначается приказом Ростехнадзора в срок не позднее 24 часов после получения оперативного сообщения о случившемся.
Комиссия по техническому расследованию состоит из представителей (число членов комиссии должно быть нечетным):
- Ростехнадзора (возглавляет комиссию);
- органа исполнительной власти субъекта РФ и/или органа местного самоуправления, на территории которых располагается ОПО или ГТС;
- организации, эксплуатирующей ОПО или ГТС (не более половины членов комиссии);
- вышестоящего органа или организации (если имеется);
- страховых компаний;
- профсоюзных организаций;
- прочих организаций согласно законодательству РФ.
К расследованию могут также привлекаться экспертные организации и специалисты в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, изготовлении оборудования и в других областях.
Процесс технического расследования причин аварий на ОПО, повреждений ГТС:
- Комиссия приступает к расследованию с даты подписания приказа.
- Производит осмотр, фотографирование, видеосъемку, составляет схемы и эскизы места аварии, повреждения ГТС, протокол осмотра места аварии, повреждения ГТС.
- Изучает документы аварийно-спасательных подразделений о ходе ликвидации аварии, повреждения ГТС.
- Проводит опрос очевидцев и должностных лиц.
- Выясняет обстоятельства, которые предшествовали аварии, повреждению ГТС и устанавливает причины их возникновения.
- Определяет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования.
- Выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности, безопасности ГТС.
- Проводит проверку соответствия объекта или технологического процесса проектным решениям.
- Оценивает качество принятых проектных решений и изменений в них.
- Проверяет соответствие области применения оборудования; наличие и исправность средств защиты персонала; квалификацию промышленно-производственного персонала; наличие договора обязательного страхования гражданской ответственности ОПО; качество технической документации на эксплуатацию.
- Устанавливает причины аварии, повреждения ГТС и сценарий развития произошедшего.
- Определяет нарушения требований промышленной безопасности, которые явились причиной случившегося, а также лиц, ответственных за допущенные нарушения.
- Разрабатывает меры направленные на устранение причин и предупреждению возникновения подобных аварий, повреждений ГТС в будущем.
- Определяет ориентировочный размер причиненного вреда.
- Составляет акт технологического расследования (предыдущие действия должны быть выполнены в течение 15 дней).
Техническое расследование осуществляется за счет средств организации, эксплуатирующей ОПО или ГТС, на котором произошла авария или повреждение.
В течение 3 дней после получения результатов расследования, руководитель организации издает приказ, определяющий мероприятия по устранению причин и последствий аварии, повреждения ГТС; по обеспечению безаварийной и стабильной работы; по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения требований промышленной безопасности, безопасности ГТС.
