Какими руководящими документами следует руководствоваться при разработке документов в рамках проведения работ по ликвидации объекта?
Ответ :
Порядок разработки документации на ликвидацию ОПО, ее состав, а также порядок приемки выполненных работ по ликвидации ОПО каким-либо нормативным документом в общем для всех ОПО виде не урегулирован.
Для целей разработки документации на ликвидацию ОПО, а также приемки работ по ликвидации ОПО следует руководствоваться положениями ряда нормативных правовых актов и нормативных документов с учетом вида ОПО.
Обоснование :
1.Особенности нормативного регулирования вопросов ликвидации ОПО
В настоящее время применительно к ликвидации ОПО, включая разработку документации, проведение мероприятий и приемку работ по ликвидации ОПО, действует лишь один нормативный документ, который более или менее четко регулирует соответствующие вопросы, а именно РД 07-291-99 "Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами", распространяющий свое действие на соответствующие ОПО.
Применительно к ОПО других видов таких нормативных документов не существует. В результате организации, осуществляющей разработку документации на ликвидацию ОПО, приходится самостоятельно определять структуру и содержание документации, исходя из специфики ОПО и собственной квалификации, что на практике приводит к обилию разнотипных вариантов документации на ликвидацию одних и тех же видов ОПО. В силу данных обстоятельств качество разработанной документации зачастую не удовлетворяет установленным требованиям в области обеспечения промышленной безопасности и не соответствует целям, установленным ФЗ N 116 от 21.07.97 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Вместе с тем, с учетом самого понятия "ликвидация опасного производственного объекта", имеющаяся нормативная база позволяет определить принципиальный круг требований к ликвидации ОПО всех видов для целей разработки документации на ликвидацию ОПО, а также приемки работ по ликвидации ОПО.
2. Перечень мероприятий и состав документации по ликвидации ОПО
2.1. Критериями наступившей ликвидации ОПО с учетом понятия опасного производственного объекта (ст.2 ФЗ N 116 от 21.07.97) являются утрата объектом технического регулирования признаков опасности, регламентированных ФЗ N 116 для ОПО соответствующего вида, а также реализация в связи с этим необходимых мероприятий.
Таким образом, очевидно, что объем и состав документации зависят от перечня мероприятий, связанных с ликвидацией конкретного ОПО, определяемых на основании как общих требований в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды и др., так и специальных требований в области промышленной безопасности, предъявляемых к конкретным объектам.
Документация по ликвидации ОПО, как правило, включает следующие решения:
- по остановке объекта;
- по отключению оборудования от инженерных коммуникаций;
- по освобождению оборудования от опасных сред;
- по подготовке оборудования к демонтажу и осуществлению процесса демонтажа;
- по сносу зданий и сооружений;
- по утилизации демонтированного оборудования и отходов.
Документация по ликвидации ОПО должна предусматривать мероприятия, обеспечивающие промышленную безопасность объектов с учетом геологических, сейсмических, климатических факторов. Данные мероприятия должны быть направлены:
- на предупреждение аварий и инцидентов, а также ликвидацию последствий возможных аварийных ситуаций (ФЗ N 116 от 21.07.97, статьи 4, 9; ФНП "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" N 538 от 14.11.2013, п.21.5);
- на охрану окружающей среды (ФЗ N 7 от 10.01.2002, статья 39).
Следует отметить, что в составе документации на ликвидацию ОПО требуется разработка декларации промышленной безопасности (если ОПО относится к I или II классу опасности) (ФЗ N 116 от 21.07.97, части 2, 3 статьи 14).
Данная декларация подлежит экспертизе промышленной безопасности (ФЗ N 116 от 21.07.97, часть 1 статьи 13, часть 5 статьи 14).
2.2. Состав документации, перечень мероприятий и приемка работ по ликвидации ОПО с учетом видов ОПО различаются существенным образом, что можно проследить на примере регламентации требований к ликвидации отдельных видов ОПО.
ОПО нефтегазодобывающих производств
Согласно ФНП "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утв. приказом Ростехнадзора N 101 от 12.03.2013 (далее - ФНП N 101), в составе документации на ликвидацию ОПО нефтегазодобывающих производств предусматриваются мероприятия:
- по предупреждению аварий, локализации и ликвидации их последствий в процессе ликвидации объекта (п.350);
- по обеспечению:
- безопасности для жизни и здоровья людей, находящихся в пределах зон вредного влияния проводимых работ;
- наиболее полного, комплексного и безопасного извлечения запасов полезных ископаемых;
- охраны окружающей среды, зданий и сооружений от вредного влияния проводимых работ (п.351).
Отдельно п.1266 ФНП N 101 регулируется состав документации на ликвидацию скважин, которая должна включать следующие разделы:
- общая пояснительная записка, включающая обоснование критериев и варианта ликвидации скважин, вариант ликвидации (в зависимости от этапа бурения или эксплуатации скважин);
- технологические и технические решения по ликвидации скважин, оборудования ствола скважин и устья;
- порядок организации работ по ликвидации скважин;
- мероприятия по безопасному пользованию недрами, безопасности жизни и здоровью населения, охраны окружающей среды, зданий и сооружений.
Документом, подтверждающим ликвидацию скважины, является акт, подписанный пользователем недр и территориальным органом Ростехнадзора, который представляется в территориальный орган Ростехнадзора (пункты 1268, 1269 ФНП N 101).
Сети газораспределения и газопотребления
В соответствии с п.15 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Правительства РФ N 870 от 29.10.2010 (далее - ТР N 870), ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должна осуществляться с учетом особенностей, связанных с рельефом местности, геологическим строением грунта, гидрогеологическим режимом, сейсмическими условиями и наличием подземных горных разработок.
Согласно п.86 ТР N 870, ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должна производиться в соответствии с проектной документацией на ликвидацию сетей газораспределения или газопотребления, утвержденной в установленном порядке.
В процессе ликвидации должны быть обеспечены следующие мероприятия:
-
а) предотвращение загрязнения окружающей среды;
-
б) утилизация отходов производства;
-
в) рекультивация нарушенных земель;
-
г) предотвращение повреждения зданий и сооружений, расположенных в зоне влияния ликвидируемого объекта;
-
д) сохранение уровня противокоррозионной защиты других сетей газораспределения (в случае, если система противокоррозионной защиты утилизируемой сети газораспределения участвовала в формировании системы противокоррозионной защиты других сетей газораспределения);
-
е) предотвращение активизации опасных геологических процессов (оползней, обвалов и подобных явлений) (п.87 ТР N 870).
Следовательно, указанные мероприятия должны быть урегулированы документацией на ликвидацию сетей газораспределения и газопотребления.
Требования к документации по приемке работ по ликвидации ОПО данного вида Техническим регламентом не установлены.
2.3. Оформление документации
При оформлении документации на ликвидацию ОПО следует руководствоваться Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", утв. постановлением Правительства РФ N 87 от 16.02.2008, в частности, пунктами 24 и 25 Положения, устанавливающим требования к составу материалов текстовой и графической частей разделов проектной документации "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства" (разрабатывается, как установлено Положением, при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства) и "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", а также Методическими рекомендациями по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ (МДС 12-46.2008).
3. Приемка работ по ликвидации ОПО
Отношения по ликвидации ОПО, связанные со сносом зданий и сооружений, демонтажем коммуникаций охватываются договором подряда. В соответствии с ч.4 ст.753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
В соответствии с подп.1 п.26 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора N 494 от 25.11.2016, для исключения ОПО из Реестра в случае его ликвидации заявитель представляет в Ростехнадзор заявление с указанием причины исключения ОПО из Реестра, а также копии документов (по каждому конкретному случаю), подтверждающих ликвидацию объекта.
То же установлено пп.1 п.29 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора 495 от 25.11.2016.
За исключением РД 07-291-99 и ФНП N 101, вид и форма документа,подтверждающего ликвидацию ОПО, не установлена. Очевидно, что конкретные формы таких документов различаются в зависимости от вида ОПО и состава мероприятий по их ликвидации.
Например, письмо Минэкономразвития РФ N Д23и-1663 от 16.04.2015 к документам, подтверждающим прекращение существования объектов недвижимости, к которым относятся также и ОПО, относит акты приемки выполненных работ по договорам подряда на снос, перемещение, переработку и захоронение отходов сноса.