+7 (495) 135-43-15
Рабочий день с 9:00 до 18:00

Оформление документации на выведенное из эксплуатации оборудование на ОПО

Вопрос :

На ОПО объекта энергетики (ТЭЦ) имеется оборудование (технические устройства) и сооружения (дымовые трубы) выведенные из эксплуатации в длительную консервацию (часть - с последующей возможной расконсервацией, часть - с последующим демонтажем согласно утвержденному графику, поскольку демонтаж - мероприятие затратное). Вывод из эксплуатации оформлен распорядительными документами (приказами).

1. нужно ли включать выведенное из эксплуатации оборудование в сведения об ОПО (см. приложение N 4 "Сведения, характеризующие ОПО", раздел 8 "Сведения о составе ОПО" Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. приказом РТН от 5 ноября 2016 года N 494).  

Согласно сноски указывается наименование (марка), количество технических устройств, зданий и сооружений, эксплуатируемых на этих площадках, их заводской номер (при наличии), регистрационный или учетный номер (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе), а также наименование опасного вещества, взрывоопасные пылевоздушные смеси. т.е. именно эксплуатируемых?

2. Нужно ли выведенному из эксплуатации оборудованию/сооружениям проводить экспертизу промышленной безопасности, техническое диагностирование, техническое освидетельствование? В случае, если необходимо проводить ЭПБ, то какой вывод должен сделать эксперт в части соответствия требованиями промышленной безопасности / возможности дальнейшей эксплуатации, при условии, что оборудование/сооружение эксплуатироваться не будет.

В нашей организации ЭПБ выведенным из эксплуатации дымовым трубам проводится, эксперт делает вывод о соответствии/соответствии не в полной мере требованиями промышленной безопасности и делает вывод о возможности дальнейшей эксплуатации до определенного года несмотря на то, что дымовая труба длительное время не эксплуатировалась и эксплуатироваться не будет. Насколько это законно и правильно?

Ответ :

Следует отметить, что на сегодняшний день отсутствует отдельный нормативный правовой акт, который бы определял как процедуру вывода в консервацию технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, так и порядок оформления соответствующей документации. Не устанавливает законодательство и требований к необходимости и порядку учета оборудования, выведенного из эксплуатации, а также не устанавливает правовых норм, согласно которым такое техническое устройство подлежит или не подлежит внесению в сведения, характеризующие опасный производственный объект.

В то же время следует отметить, что федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности могут устанавливать требования как к порядку консервации, выводу из эксплуатации (демонтажу) технического устройства, так и к самому оборудованию, выведенному из эксплуатации и к лицам, на которых возложена соответствующая ответственность за безопасность такого оборудования.

Считаем, что консервация, вывод из эксплуатации (демонтаж) технического устройства должен осуществляться в порядке, предусмотренном требованиями технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, паспортом (эксплуатационной документацией) соответствующего технического устройства, проектной и иной технической документацией опасного производственного объекта.

Необходимо отметить, что могут быть разными не только причины, но и последствия вывода из эксплуатации (демонтажа) оборудования. В числе которых - консервация опасного производственного объекта в целом. При этом законодательство в области промышленной безопасности устанавливает определенные требования к процедуре консервации опасного производственного объекта.

Так, например, в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" консервация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном указанным Федеральным законом, с учетом требований законодательства о градостроительной деятельности.

Документация на консервацию опасного производственного объекта подлежит в силу требований п.1 ст.8 и ст.13 Федерального закона "О промышленной безопасности" экспертизе промышленной безопасности.

В п. 8 приложения к приказу Ростехнадзора от 06.08.2013 N 339 "Об утверждении рекомендаций по предоставлению в режиме тестирования сведений об опасных производственных объектах в электронном виде для целей регистрации (перерегистрации) в государственном реестре опасных производственных объектов" перечислены причины исключения ОПО из реестра, среди которых - консервация опасного производственного объекта.

Кроме того, согласно подп."в" п.23.3.1. ранее действующего Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606, одним из оснований для исключения опасного производственного объекта из государственного реестра являлась его консервация (на срок не менее 1 года).

Как видим, соответствующие требования касались не консервации технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а консервации опасного производственного объекта в целом.

Действующее законодательство аналогичных требований не содержит. В связи с чем, считаем необходимым за соответствующим разъяснением обратиться в Ростехнадзор.

Касаемо экспертизы промышленной безопасности поясняем следующее.

Основания и объекты экспертизы промышленной безопасности определены в ст. ст.7, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Так, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат экспертизе промышленной безопасности только тогда, когда иная форма оценки не установлена техническими регламентами и только в случаях, установленных п.2 ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов":

- до начала применения на опасном производственном объекте;

- по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

- при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

- после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Основания проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий определены в п.7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утв. приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538:

- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

- в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

- после аварии на ОПО, в результате которой были повереждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

- по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;

- при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.

При этом действующее законодательство о промышленной безопасности не определяет подлежат ли экспертизе промышленной безопасности выведенные из эксплуатации технические устройства, здания и сооружения при наличии оснований проведения такой экспертизы.