+7 (495) 135-43-15
Рабочий день с 9:00 до 18:00

Исключение из Реестра ОПО технических устройств в связи с их консервацией

Вопрос :

В 2016 году опасный производственный объект нашей организации был передан согласно договора аренды сторонней организации. Эта организация в свою очередь зарегистрировала на себя переданное оборудование в качестве ОПО и получила соответствующее свидетельство.

Недавно договор аренды был расторгнут, соответственно нам, как владельцам оборудования, необходимо зарегистрировать опасный производственный объект.

Технические устройства, которые будут находиться в составе ОПО, являются объектами хранения и транспортирования жидкого топлива (мазут). В связи с изменением технологического процесса, эти устройства дальнейшей эксплуатации не подлежат, т.к. у нас отсутствует мазут, и эксплуатация оборудования на этом виде топлива исключена.

Мы планируем поставить на учет опасный производственный объект, но затем все технические устройства ОПО перевести в состояние консервации с последующим их исключением из состава ОПО.

Может ли ОПО существовать без каких-либо технических устройств (которые будут переведены на консервацию)? Проект на консервацию ОПО в целом не разрабатывается.

Ответ :

В соответствии с п.26 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 494, для исключения опасного производственного объекта (далее - ОПО) из реестра опасных производственных объектов (далее - Реестра) в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации, утраты ОПО признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО заявитель представляет заявление с указанием причины исключения ОПО из Реестра, а также копии документов (по каждому конкретному случаю), подтверждающих:

  1. 1) ликвидацию объекта или вывод его из эксплуатации;

  2. 2) утрату объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Аналогичные требования содержатся в п.29 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495 (далее - Требования). Кроме того, согласно абз.5 п.29 указанных Требований регистрирующий орган осуществляет действия по исключению сведений об опасном производственном объекте из государственного реестра опасных производственных объектов в случае, если при проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностным лицом регистрирующего органа устанавливается, что у ранее зарегистрированного опасного производственного объекта отсутствуют признаки опасности, установленные приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также эксплуатирующая организация такого объекта, согласно сведениям, полученным из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исключена (физическое лицо прекратило деятельность в качестве индивидуального предпринимателя).

Принимая во внимание, что некоторые технические устройства, применяемые на ОПО, обладают признаками опасности, позволяющими идентифицировать объект в качестве ОПО, получается, отсутствие таких технических устройств позволяет говорить об утрате объектом признаков опасности.

К сожалению, отсутствует отдельный нормативный правовой акт, который бы определял процедуру вывода в консервацию технического устройства, применяемого на ОПО, а также порядок оформления соответствующей документации.

Считаем, что консервация, вывод из эксплуатации (демонтаж) технического устройства должен осуществляться в порядке, предусмотренном требованиями технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, паспортом (эксплуатационной документацией) соответствующего технического устройства, проектной и иной технической документацией опасного производственного объекта.

Кроме того, соответствующие федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности могут содержать требования к демонтажу оборудования. Так, например, требования промышленной безопасности к монтажу (демонтажу) оборудования под избыточным давлением, а также к организациям, его осуществляющим, устанавливаются в разделе III Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утв. приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 (далее - ФНП). Требования к специализированным организациям устанавливаются в главе III ФНП: п.п.92-99, пп.100 - 105, п.п.106-108, п.п.111, 117, 132, 134, 135, 136, 191, 192, 219. Так, например, в силу требований подп."б" п.103 ФНП специализированная организация должна располагать проектной и технической документацией (включая комплект рабочих чертежей) оборудования под давлением, монтаж (демонтаж), наладка, ремонт, реконструкция (модернизация) которого осуществляется.

Необходимо отметить, что могут быть разными не только причины, но и последствия вывода из эксплуатации (демонтажа) оборудования. В числе которых - консервация ОПО. При этом законодательство в области промышленной безопасности устанавливает определенные требования к процедуре консервации ОПО.

Так, например, в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" консервация ОПО осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном указанным Федеральным законом, с учетом требований законодательства о градостроительной деятельности.

В свою очередь, документация на консервацию ОПО в силу требований п.1 ст.8 и ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" подлежит экспертизе промышленной безопасности.