Рабочий день с 9:00 до 18:00

Декларация промышленной безопасности

Вопрос №1. Декларация промышленной безопасности  на тепловой электростанции:

Необходима ли на тепловой электростанции вновь разработка декларации промышленной безопасности (далее - ДПБ) ОПО "Площадка главного корпуса" (2 класс опасности) в связи с изменением технологического процесса химической промывки котлов, а в частности, в связи с исключением из технологического процесса соляной кислоты (соляная кислота, как опасное вещество, входила в состав другого ОПО "Площадка подсобного хозяйства" - III класса опасности)? Вопрос возник в связи с тем, что ФЗ-116 предусматривает обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов только I и II классов опасности, а также в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте.       

Ответ:

Основываясь на требованиях п.2 и абз.3 п.3.1 ст.14 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", принимая во внимание, что изменения технологического процесса происходят на ОПО II класса опасности, считаем необходимым разработку декларации промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта.
 

Вопрос №2. Декларация промышленной безопасности на ОПО второго класса опасности:

Необходима ли разработка декларации промышленной безопасности на опасный производственный объект второго класса опасности? Объектом является рудник, ведущий добычу полезного ископаемого подземным способом. Добыча, хранение или применение СДЯВ в подземных горных выработках нет. Взрывные работы производятся, но хранение ВМ осуществляется на отдельном складе взрывчатых материалов удаленном от рудника на расстояние более 5 км. На склад ВМ разрабатывается отдельная декларация. Суточная добыча менее 1000 тонн руды. Суточное применение ВМ на подземном участке не более 1,5 т. Обогащение руды производится на отдельной фабрике, с отдельными складами СДЯВ.

Ответ:

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (ред. От 02.07.2013 года):

Статья 14. Разработка декларации промышленной безопасности.

п.2. Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классовопасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).

 

Вопрос №3. Декларация промышленной безопасности на ОПО 1 и 2 класса опасности:

На предприятии эксплуатируются 4 опасных производственных объекта (ОПО) 1 и 2 класса опасности согласно 116-ФЗ. 1 объект идентифицирован по признаку "Обращение опасного вещества" согласно приложения 2; 3 объекта идентифицированы по признакам: ведение горных работ, обращение опасного вещества (применение взрывчатых материалов при ведении взрывных работ). На 1 объект, идентифицированный по признаку обращения опасного вещества разработана декларация промышленной безопасности согласно п.2 статьи 14 ФЗ-116. На оставшиеся 3 объекта декларация не разработана.

Необходима ли разработка декларации промышленной безопасности на ОПО 1 и 2 класса опасности согласно п.2 статьи 14 ФЗ-116, которые идентифицированы по признаку ведения горных работ и по признаку обращения опасного вещества (используются взрывчатые вещества при ведении взрывных работ)?

Ответ :

В правоприменительной практике сложилась некоторая неопределенность в вопросе определения опасных производственных объектов, в отношении которых устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности.

В большей части этому способствовала формулировка, изложенная в п.2 ст.14 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также ее соотношение с требованиями п.п.1-4 приложения 2 к указанному Федеральному закону.

Так, согласно п.2 ст.14 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).

Как видим, указанной правовой нормой определяются опасные производственные объекты, в отношении которых устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности.

Однако, неоднозначное толкование указанной правовой нормы (п.2 ст.14), позволяет по-разному определять перечень таких опасных производственных объектов.

Первый подход в толковании правовых норм в части определения перечня опасных производственных объектов, в отношении которых устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности.

С одной стороны, можно предположить, что исполнение обязанности по разработке декларации промышленной безопасности, законодатель связывает с наличием одновременно двух условий: классом опасности опасных производственных объектов (I и II) и количеством опасных веществ, получаемых, используемых, перерабатываемых, образуемых, хранимых, транспортируемых, уничтожаемых на таких опасных производственных объектах. Однако, если с первым условием более или менее понятно - это опасные производственные объекты I и II класса опасности, то в определении количества опасных веществ на таких объектах также складывается неопределенность. При этом проблема в определении количества опасных веществ возникает только в отношении тех опасных производственных объектов, которые указанны в пунктах 2, 3 и 4 приложения 2 к Федеральному закону, поскольку класс опасности таких объектов устанавливался не по количеству опасных веществ.

В связи с этим обратим внимание на формулировку п.1 приложения 2 к Федеральному закону.

Так, в соответствии с п.1 Приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 Приложения 1 к указанному Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 Приложения 2), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ.

Таким образом, законодатель для опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, установил исключения из общего правила, когда классы опасности устанавливаются не по количеству опасных веществ, а иначе. Таким исключением являются пункты 2, 3 и 4 приложения 2 к Федеральному закону.

Таким образом, если опасный производственный объект по своим характеристикам будет подпадать под действие пунктов 2, 3, 4 приложения 2 к Федеральному закону, то его класс будет определяться не по количеству опасных веществ, а иным образом - в порядке, установленном соответствующими пунктами.

Итак, если п.2 ст.14 толковать таким образом, что исполнение обязанности по разработке декларации промышленной безопасности, законодатель связывает с наличием одновременно двух условий: классом опасности опасных производственных объектов (I и II) и количеством опасных веществ, получаемых, используемых, перерабатываемых, образуемых, хранимых, транспортируемых, уничтожаемых на таких опасных производственных объектах, то в отношении опасных производственных объектов, классы опасности которых были установлены пунктами 2, 3, 4 приложения 2 необходимо дополнительно определять количества опасных веществ - но уже не для определения класса опасности, а для решения вопроса о необходимости разработки декларации промышленной безопасности. Как же это сделать?

Напомним, что требования п.2 ст.14 для определения количества опасных веществ отсылают к приложению 2 к указанному Федеральному закону.

В свою очередь, в приложении 2:

- таблица 1 устанавливает наименования опасных веществ и их количество в тоннах, которые используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются на опасных производственных объектах I, II, III, IV класса опасности.

- таблица 2 определяет виды опасных веществ и их количество в тоннах, которые используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются на опасных производственных объектах I, II, III, IV классов опасности.

Однако, в определении количества опасных веществ для опасных производственных объектов, классы опасности которых были установлены пунктами 2, 3, 4 приложения 2, также можно применить разные подходы.

С одной стороны, количество опасных веществ можно определить используя максимальное и минимальное количество опасных веществ, установленных таблицей 2 приложения 2 для конкретного вида опасных веществ, поскольку законодатель в сформулированном им обороте не делает привязку количества опасных веществ к классу опасности. С этих позиций, например, в отношении такого вида опасного вещества как "горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу" минимальным количеством опасных веществ будет 1 тонна, максимальное - более 2000.

С другой стороны, количество опасных веществ может определяться по отношению к классу опасности опасного производственного объекта. С этих позиций, такие опасные вещества как "горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу" на опасных производственных объектах I класса опасности должны использоваться в количестве 2000 и более тонн, а для II класса опасности - 200 и более, но менее 2000 тонн.

Изложенный подход как в определении перечня опасных производственных объектов, в отношении которых устанавливается обязательность разработки декларации промышленной безопасности, так и в определении количества опасных веществ для опасных производственных объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 приложения 2, представляется трудоемким и может идти в разрез с той концепцией, которая была положена в основу реформирования законодательства о промышленной безопасности (прежде всего, устранение избыточных административных барьеров при осуществлении производственной деятельности; снижение неоправданных издержек организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты и др.).

С другой стороны, исходя из вышеизложенного толкования п.4 ст.14 при определении перечня опасных производственных объектов, в отношении которых устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности, можно сделать и другой вывод, что также будет соответствовать концепции реформирования законодательства о промышленной безопасности в части ограничения сферы декларирования. Такой подход сузит (ограничит) перечень опасных производственных объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 приложения 2, в отношении которых будет разрабатываться декларация промышленной безопасности. Так, например, при определении количества опасных веществ на таких объектах, может оказаться, что фактическое количество опасных веществ на таком ОПО будет меньше и не будет соответствовать соответствующему классу опасности согласно таблице 1 или 2 либо фактическое количество соответствующих опасных веществ на таком ОПО не будет подпадать под минимальное количество таких опасных веществ на ОПО IV класса опасности.

Рассмотрим второй подход в толковании правовых норм в части определения перечня опасных производственных объектов, в отношении которых устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности. По сравнению с первым подходом он прост.

п.2 ст.14 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к ФЗ (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).

Если исходить из последовательности изложения слов, то формулировка "опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к ФЗ воспроизводит формулировку категории опасного производственного объекта, установленной в п.1 приложения 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Получается, исходя из буквального толкования п.2 ст.14 Федерального закона, обязательность декларации промышленной безопасности устанавливается только для той категории опасных производственных объектов I и II класса опасности, которая определена в п. 1 приложения 1 к Федеральному закону. А к этой категории объектов по смыслу положений п.1 приложения 2 относятся также объекты, указанные в п.2, 3, 4 приложения 2.

Исходя из такого толкования п.2 ст.14, рассчитывать количество опасных веществ для объектов, указанных в п.2, 3, 4 приложения 2 уже будет не нужно, поскольку они автоматически подпадают под категорию опасного производственного объекта, указанную в п.1 приложения 1.

Как видим, неоднозначное толкование п.2 ст.14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" создает сложность в определении опасных производственных объектов, для которых необходимо разрабатывать декларации промышленной безопасности.

На основании вышеизложенного, считаем необходимым за соответствующим разъяснением обратиться в Ростехнадзор.

 

Вопрос №4. Декларация промышленной безопасности ОПО

Согласно 116 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" ст.14 п.2 устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ). В комментариях к данному п.2, говорится об обязательности разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).

По каким классам опасности разрабатывается декларация промышленной безопасности ОПО: только 1 и 2 классы опасности или же 1, 2 и 3 допустимы?

Ответ:

Необходимость разработки декларации промышленной безопасности определена ст.14 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями) (далее - N 116-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 14 N 116-ФЗ устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО) I и II классов опасности. Таким образом, законодательно установлена необходимость разработки декларации промышленной безопасности для ОПО I и II классов опасности.
 

Вопрос №5. Декларация промышленной безопасности ОПО:

Как действовать с Декларацией промышленной безопасности ОПО при смене Собственника (юридического лица)?

Ответ:  

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (ред. от 02.07.2013г.):

Статья 14. Разработка декларации промышленной безопасности.

п.4. Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выводы:  

1. При смене собственника (юридического лица), осуществляющего эксплуатацию опасного производственного объекта, декларация промышленной безопасности должна быть перевыпущена.

2. Декларация промышленной безопасности, представленная в орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности. (п.7. Статья 14.).