Ростехнадзор и РСПП продолжают спорить о промышленной безопасности
Ростехнадзор готов предпринять третью попытку ввести непрерывный госконтроль на опасных промышленных производствах. Предыдущие были раскритикованы и предпринимательским сообществом, и Минэкономразвития. В РСПП считают, что новые предложения мало отличаются от прежних.
В разработанном Ростехнадзором новом проекте постановления правительства (есть в распоряжении «МН») говорится, что «режим постоянного госконтроля предусматривает постоянное пребывание уполномоченных лиц органа надзора на объектах повышенной опасности». Осуществляется контроль инспекторами Ростехнадзора с помощью инспекторских проверок, «систематического наблюдения за исполнением обязательных требований», «анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований», а также принятия предусмотренных законом мер по пресечению нарушений. В процессе своей деятельности инспектор должен осуществлять множество задач, среди которых обходы, осмотры, проверки оборудования и документации, участие в аттестации ответственных за безопасность сотрудников предприятия.
Но точного определения понятия «постоянный контроль» в тексте нет, а в заключении Минэкономразвития на прошлый проект Ростехнадзора говорилось, что из текста остается неясным, «что имел в виду разработчик, устанавливая термин постоянного пребывания: постоянное нахождение или посещение в любое время суток». В отзыве также отмечалось, что контроль потребует постоянного сопровождения инспекторов работниками предприятия, а это грозит собственникам дополнительными расходами.
Дискуссии чиновников Ростехнадзора с представителями бизнеса выявили и другие спорные вопросы; обязан ли собственник обеспечить инспектора рабочим местом и оргтехникой, в какое время суток может прийти инспекция и пр. необходимым; где вообще должно быть организовано его рабочее место: на производстве или в здании управления; и другие технические вопросы, ответов на которые не было в документах. А кроме того, какую персональную ответственность должны нести инспекторы Ростехнадзора, если нарушения не будут выявлены.
В новой редакции Ростехнадзор пытается учесть часть замечаний. Например, в проекте нет конкретного перечня предприятий, подпадающих под непрерывные проверки. Попытка составить поименный перечень с указанием 1230 предприятий и 42 гидротехнических сооружений была раскритикована бизнесом. Пока чиновники и промышленники расходятся в оценках, сколько предприятий должно попасть в перечень. По словам замруководителя Ростехнадзора Алексея Ферапонтова, постоянный контроль может вводиться на предприятиях, которые могут нанести вред окружающей среде за пределами территории производства. По словам Ферапонтова, таких не больше 4 тыс. в стране. В РСПП «МН» пояснили, что по их предварительной оценке режим может быть введен для 11 250 объектов. «По неофициальным данным, в металлургии «кандидатами» на особый режим является 761 объект», — сказал Евгений Лукашевич, представитель комиссии РСПП по металлургии и горнорудному комплексу. Отдельно в новом проекте оговаривается, что установление постоянного контроля на объекте не исключает внеплановых проверок на том же объекте. Закрепленный за конкретным промышленным объектом инспектор ведет специальное надзорное дело. Владелец предприятия обязан в соответствии с текстом документа обеспечивать «беспрепятственный доступ каждого уполномоченного лица к объекту повышенной опасности».
Что касается ответственности инспекторов, то, по словам Ферапонтова, дополнительно оговаривать ее не нужно, так как она определена в законодательстве о гражданской службе. «В случае аварии создается комиссия, которая определяет степень вины инспектора и тот несет ответственность вплоть до уголовной», — говорит он. По его словам, термин «постоянный контроль» не подразумевает постоянного присутствия инспектора на предприятии. Речь идет о частых, обоснованных и внезапных проверках. «Это фактически не только контроль на непрерывной основе, это еще и бесплатный технологический аудит», — говорит он. Евгений Брагин из комитета РСПП по экологическому, промышленному и техническому надзору говорит, что при существующей системе проверок они и так проходят практически непрерывно. «Одно крупное промышленное предприятие с полным циклом производства проверяют одновременно 19 ведомств, — говорит он. — За прошедшие два года на одном промышленном комбинате проверка шла в общей сложности 700 дней». Существующая система, по мнению Брагина, концептуально неверна, так как промышленный надзор носит административно-карательный характер, проверка всегда нацелена на поиск недостатков. По его словам, за рубежом собственник сам заинтересован в недопущении аварий, так как несет ответственность в случае аварии по закону.
Источник: Московские новости
В разработанном Ростехнадзором новом проекте постановления правительства (есть в распоряжении «МН») говорится, что «режим постоянного госконтроля предусматривает постоянное пребывание уполномоченных лиц органа надзора на объектах повышенной опасности». Осуществляется контроль инспекторами Ростехнадзора с помощью инспекторских проверок, «систематического наблюдения за исполнением обязательных требований», «анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований», а также принятия предусмотренных законом мер по пресечению нарушений. В процессе своей деятельности инспектор должен осуществлять множество задач, среди которых обходы, осмотры, проверки оборудования и документации, участие в аттестации ответственных за безопасность сотрудников предприятия.
Но точного определения понятия «постоянный контроль» в тексте нет, а в заключении Минэкономразвития на прошлый проект Ростехнадзора говорилось, что из текста остается неясным, «что имел в виду разработчик, устанавливая термин постоянного пребывания: постоянное нахождение или посещение в любое время суток». В отзыве также отмечалось, что контроль потребует постоянного сопровождения инспекторов работниками предприятия, а это грозит собственникам дополнительными расходами.
Дискуссии чиновников Ростехнадзора с представителями бизнеса выявили и другие спорные вопросы; обязан ли собственник обеспечить инспектора рабочим местом и оргтехникой, в какое время суток может прийти инспекция и пр. необходимым; где вообще должно быть организовано его рабочее место: на производстве или в здании управления; и другие технические вопросы, ответов на которые не было в документах. А кроме того, какую персональную ответственность должны нести инспекторы Ростехнадзора, если нарушения не будут выявлены.
В новой редакции Ростехнадзор пытается учесть часть замечаний. Например, в проекте нет конкретного перечня предприятий, подпадающих под непрерывные проверки. Попытка составить поименный перечень с указанием 1230 предприятий и 42 гидротехнических сооружений была раскритикована бизнесом. Пока чиновники и промышленники расходятся в оценках, сколько предприятий должно попасть в перечень. По словам замруководителя Ростехнадзора Алексея Ферапонтова, постоянный контроль может вводиться на предприятиях, которые могут нанести вред окружающей среде за пределами территории производства. По словам Ферапонтова, таких не больше 4 тыс. в стране. В РСПП «МН» пояснили, что по их предварительной оценке режим может быть введен для 11 250 объектов. «По неофициальным данным, в металлургии «кандидатами» на особый режим является 761 объект», — сказал Евгений Лукашевич, представитель комиссии РСПП по металлургии и горнорудному комплексу. Отдельно в новом проекте оговаривается, что установление постоянного контроля на объекте не исключает внеплановых проверок на том же объекте. Закрепленный за конкретным промышленным объектом инспектор ведет специальное надзорное дело. Владелец предприятия обязан в соответствии с текстом документа обеспечивать «беспрепятственный доступ каждого уполномоченного лица к объекту повышенной опасности».
Что касается ответственности инспекторов, то, по словам Ферапонтова, дополнительно оговаривать ее не нужно, так как она определена в законодательстве о гражданской службе. «В случае аварии создается комиссия, которая определяет степень вины инспектора и тот несет ответственность вплоть до уголовной», — говорит он. По его словам, термин «постоянный контроль» не подразумевает постоянного присутствия инспектора на предприятии. Речь идет о частых, обоснованных и внезапных проверках. «Это фактически не только контроль на непрерывной основе, это еще и бесплатный технологический аудит», — говорит он. Евгений Брагин из комитета РСПП по экологическому, промышленному и техническому надзору говорит, что при существующей системе проверок они и так проходят практически непрерывно. «Одно крупное промышленное предприятие с полным циклом производства проверяют одновременно 19 ведомств, — говорит он. — За прошедшие два года на одном промышленном комбинате проверка шла в общей сложности 700 дней». Существующая система, по мнению Брагина, концептуально неверна, так как промышленный надзор носит административно-карательный характер, проверка всегда нацелена на поиск недостатков. По его словам, за рубежом собственник сам заинтересован в недопущении аварий, так как несет ответственность в случае аварии по закону.
Источник: Московские новости