Рабочий день с 9:00 до 18:00

К концу года сотни многоэтажек Челябинска останутся без лифтов

Власти и коммунальщики пока не могут найти механизм, способный эффективно решить проблему замены лифтовой техники.

25 лет - срок жизни привычного жителям больших городов лифта. По окончании этого времени подъемный механизм подлежит замене либо капитальной модернизации. Говоря о последнем варианте, и представители Ростехнадзора, и коммунальщики сразу оговариваются: со всеми накладными расходами - диагностикой оборудования, оценкой технического состояния лифта, подготовкой проекта и т. п. - капремонт оказывается немногим дешевле, чем полная замена агрегата. Последняя, в зависимости от этажности дома, обходится в 1,2-1,5 миллиона рублей.

Между тем в настоящее время в областном центре требуют замены 1073 из более чем 4,5 тысячи лифтов в жилых домах. Причем их число постоянно увеличивается: к концу года, как сообщил начальник отдела по надзору за подъемными сооружениями управления Ростехнадзора по Челябинской области Валерий Сысоев, отживут свой век уже 25 процентов лифтов. Наиболее остро эта проблема стоит в спальных районах на северо-западе, застройка которых панельными домами высотой 9-14 этажей массово велась с советских времен. К примеру, в Курчатовском районе нормативный срок эксплуатации закончился более чем у половины подъемников, в Калининском исчерпала ресурс пятая часть.

Разумеется, регулярные экспертизы и следующие за ними ремонты позволяют продолжать эксплуатацию многих из них. Но ситуация, по мнению Ростехнадзора, постепенно становится тревожной. И требует вмешательства со стороны властей города и управляющих компаний. Надзорное ведомство в данном случае может лишь озвучить проблему и... при необходимости остановить эксплуатацию опасных для жизни людей агрегатов. Что и было обещано.

С момента ввода в действие нового Жилищного кодекса модернизация лифтового хозяйства в Челябинске шла почти исключительно благодаря программе капитального ремонта жилья, проводимой совместно с федеральным Фондом содействия реформированию ЖКХ. В 2008 году на все работы по капитальному ремонту, в том числе и замене лифтов, было направлено 1,07 миллиарда рублей, в 2009-м - чуть больше миллиарда. Однако, по словам заместителя начальника УЖКХ Челябинска Вадима Борисова, о финансировании текущего года пока известно лишь, что сумма будет существенно ниже.

Впрочем, даже масштабная ремонтная кампания двух предыдущих лет ситуацию кардинально не изменила. В позапрошлом году в 66 домах заменили 170 лифтов, в прошлом новую технику - 115 подъемников - получили еще 35 многоэтажек. Количество выбывающих из строя растет быстрее.

Проблема не только в сумме выделяемых средств. Жильцы, обсуждая на общих собраниях, куда потратить причитающиеся с них пять процентов от общей величины сметы, не слишком охотно соглашаются на замену лифтов. Статья эта, как уже сказано, весьма расходная, а в доме, дождавшемся капремонта, масса других проблем, на первый взгляд, более острых. Впрочем, ровно до того момента, пока государственные инспекторы не опечатают кабины и на девятый этаж не придется идти пешком.

К тому же в любом случае федеральные вспомоществования закончатся в 2012 году - одновременно с деятельностью Фонда содействия реформированию ЖКХ. Что делать тогда? Управляющим компаниям отвечать за рухнувший с верхнего этажа лифт с пассажирами явно не хочется, так что соответствующие предписания Ростехнадзора они исполнят четко. Неработающий лифт в отдельном доме - не такая уж редкость. Но целые кварталы таких домов... Такая перспектива серьезно беспокоит муниципалитет. Однако и чиновникам, и коммунальщикам реальными представляются пока лишь два выхода из ситуации.

Первый наиболее очевиден, но почти не осуществим на практике. Согласно ФЗ N 185 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", собственники квартир должны сами обеспечивать содержание общедомовых коммуникаций. Проще говоря, чтобы поменять аварийный лифт в подъезде девятиэтажного дома, его жильцы должны скинуться - в среднем по 35-40 тысяч рублей с каждой квартиры одномоментно.

Во втором случае, согласно предложению главного инженера ПЖРЭО Курчатовского района Валерия Поликарпова, жильцы могут общим решением сформировать накопительный фонд. Три-четыре рубля с квадратного метра ежемесячно - и спустя пару десятков лет можно менять оборудование. Такие примеры в области есть. Беда лишь в том, что менять лифты необходимо в ближайшее время, а указанный ежемесячный платеж придется добавить к такой же сумме, которую приходится платить по тарифу за обслуживание лифта. Как скептически заметил один из жильцов, при таких платежах логично будет переселиться в лифт. С тем, что такое повышение "политически невозможно", не спорят и власти.

Так что же делать? Из уст чиновников пока очень осторожно прозвучали намеки о необходимости разработки некой общероссийской программы. В конце концов, капитальный ремонт жилья изначально тоже предполагалось проводить исключительно за счет жильцов.

Мнение

Надежда Макарова, руководитель представительства общероссийского межотраслевого объединения работодателей "Национальная лига предприятий лифтовой и коммунальной промышленности":

- В 2010 году собственники жилья в Челябинске платят за обслуживание и эксплуатацию лифта в среднем три рубля с квадратного метра. Это покрывает 45,3 процента реальных расходов. Как можно говорить о привлечении в эту сферу молодежи и квалифицированных работников, если зарплата обслуживающего 20-30 подъемников мастера составляет 6-8 тысяч рублей? Экономически обоснованным являлся бы тариф в шесть рублей с квадратного метра жилой площади - это позволило бы полностью обеспечить функционирование лифтового хозяйства.

Справка "РГ"

В 2009 году в жилом фонде Челябинской области эксплуатировалось 11249 лифтов. Из них отработали нормативный срок службы 2396, что составляет 21 процент от общего количества. Для сравнения: если в 2008-2009 годах в Челябинске заменили около 300 лифтов, то за один только 2009 год в Екатеринбурге, который сопоставим с Челябинском по количеству жителей и многоэтажных домов, - 1138.

Источник: Российская газета