Рабочий день с 9:00 до 18:00

Чернобыль дубль два: рвануло там, где не ждали

Проверить всё жизненноважное! Трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС не должна повториться. Такая команда поступила из правительства. Обсуждая ее, эксперты в Интернете и крупных газетах высказываются: команда запоздала. В последние годы внимание к инфраструктуре стратегических объектов ослабло. Да и с началом кризиса первыми были урезаны инвестиции в модернизацию промышленных объектов. Так ли это? Опасны ли новосибирские предприятия?

Саяно-Шушенская ГЭС – первая ласточка, следом будут другие. Такими мрачными прогнозами делятся эксперты. Хакасскую станцию еще несколько лет назад в МЧС называли потенциально опасным объектом и прочили ему аварии. Тогда к этим словам не прислушались. Сегодня уже поздно.

Анатолий Кузнецов, начальник Главного управления МЧС России по Новосибирской области: "Это техногенная катастрофа. По словам министра, после Чернобыля – вторая крупнейшая ЧС".

На этой неделе глава регионального МЧС лично встречал новосибирских спасателей, разгребавших завалы в Хакасии. Почти неделю наши пожарные помогали коллегам.

– Личный состав, привлеченный к ликвидации аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, прибыл, задачу выполнил, потерь нет.

Видавшие виды спасатели в шоке от масштабов трагедии. Говорят: самим было страшно.

Евгений Канунников, спасатель: "Там просто все наворочено, не пересказать словами: водой размыто все, такое железо рвалось, что копец".

В прошлом году Саянскую ГЭС проверяли инспекторы Ростехнадзора. Вердикт: нарушения требований безопасности есть, их надо устранить, но в целом станция в порядке. Теперь вместо порядка хаос. Инспекторов в том, что работали спустя рукава, не обвинишь. Рвануло там, где не ждали. После аварии президент потребовал спешно проверить все жизненноважные объекты. В новосибирском списке стратегических предприятий за номером один стоит ГЭС.

Илья Пасечник, главный государственный инспектор Западно-Сибирского управления Ростехнадзора: "Визуально можно определить состояние бетонных конструкций. Здесь видно, что ГЭС серьезно подходит к состоянию в зоне переменного уровня, и если сравнивать с предыдущими проверками, ремонт они провели".

Эксперты Ростехнадзора не скрывают: многое оборудование изношено, все-таки ГЭС недавно отметила полвека. Но ситуация не критична.

Владимир Камзалаков, начальник отдела Западно-Сибирского управления Ростехнадзора: "Станция в нормальном проектном режиме: отслеживаются все параметры – и опасаться нечего совершенно".

По крайней мере, сотрудники не боятся. Никто после аварии в Хакасии заявлений об увольнении на стол начальству не положил.

Алексей Иванов, начальник участка Новосибирской ГЭС: "Нет, не страшно. Та информация, которая идет: много перевирается и много страшилок появляется – это неправильно. Все серьезнее, но не так страшно".

На вопрос, а может ли в Новосибирске повториться хакасская история, руководство нашей ГЭС однозначно утверждает: нет. Масштабы не те. Для примера: в Саянах напор воды 240 метров, а у нас всего 19.

Виктор Сершун, директор филиала ОАО "Русгидро" – "Новосибирская ГЭС": "Невозможно: таких разрушений и такой воды. Машзал не может быть подтоплен, у нас в случае большой воды возможно подтопление дачных участков: это максимум, что случится".

Ремонт на Новосибирской ГЭС ведется, цена вопроса примерно миллионов 500 в год, программа на пятилетку – 5 миллиардов. Собственник "Русгидро" готов вкладывать средства, но все сразу не охватишь. Так что на ГЭС полно антиквариата, отслужившего свой срок.

Алексей Бурматов, заместитель главного инженера Новосибирской ГЭС: "За 50 лет все-таки водослив пострадал: воду сбрасывали, размыв и все прочее – сейчас ремонтные работы ведутся на плотине".

На глаз не определить, где слабые места ГЭС. Сверять документы с реальностью инспекторы Ростехнадзора будут три недели. После руководству станции отпишут, что устранить, что доделать.

Сергей Локтионов, начальник Контрольно-аналитического отдела Западно-Сибирского управления Ростехнадзора: "Первая реакция неадекватная, вместе с нарушениями идут меры воздействия. Штрафы. Только за полгода более 2 миллионов штрафных санкций по линии Энергонадзора".

Устрашающие данные: изношенность основных фондов жизненноважных объектов по стране 70%. Наш регион не исключение. Для примера, 85% генераторов на новосибирских ТЭЦ выработали ресурс. Воздушные линии электропередачи дышат на ладан. И собственники об этом знают отлично.

Сергей Локтионов, начальник Контрольно-аналитического отдела Западно-Сибирского управления Ростехнадзора: "Для устранения нарушений нужны средства. Мы получаем от предприятий, для примера, такие ответы. Вот "Новосибирскэнерго" присылают отчеты и пишут: данный пункт финансовоемкий – и выполнить в связи с отсутствием средств не представляется возможным".

Меж тем, именно сейчас, после хакасской аварии, "Новосибирскэнерго" запустило все свои мощности. Летом были загружены едва ли наполовину – теперь под завязку. С остановкой Саяно-Шушенской ГЭС рынок потерял примерно 15% электроэнергии, Затыкать дыру пришлось сибирским ТЭЦ.

Андрей Лымарь, технический директор ОАО "Новосибирскэнерго" (по телефону): "Новосибирскэнерго" работает в штатном режиме: до аварии нагрузка была 500 мегаватт, после аварии увеличена в три раза. Штатная нагрузка – это нормальная работа".

Энергия ТЭЦ дороже, чем гидроэлектростанций. И сразу же возник вопрос, а будут ли расти цены для потребителей. Новосибирские власти поспешили успокоить.

Сергей Сёмка, начальник Департамента промышленности Администрации Новосибирской области: "Тарифы на электрическую и тепловую энергию устанавливаются один раз и на весь год. Поэтому резких скачков и т.д. не должно быть. Кроме того, правительством утвержден определенный порядок утверждения тарифов. И то, что выбытие произошло мощностей Саяно-Шушенской ГЭС, я думаю, на Новосибирскую область влияния не окажет".

Впрочем, на уровне страны разговор о росте цен продолжается. И, скорее всего, тарифы пересмотрят. Кстати, независимо от событий на Саяно-Шушенской ГЭС новосибирцам все же придется раскошелиться. Доплачивать за комфортность прошедшей зимы. В квитках на оплату коммунальных услуг горожане увидят новую строчку – "Доначисления за фактически потребленную тепловую энергию". В холодном 2008 году Новосибирск сжёг тепла на 600 миллионов рублей больше нормативов. Энергетики несут убытки, раньше их гасил бюджет. Теперь такой возможности нет.

Андрей Ксензов, первый заместитель мэра Новосибирска: "От 900 до 1500 за квартиру. Если трехмесячное начисление, можно посчитать. Это фактическое потребление. За него кто-то должен все равно заплатить. Списать не удастся. Потому что энергетики предъявят эти средства управляющим компаниям. А УК кому должны будут предъявлять? Бюджету и населению. Другого нет пути".

Меж тем, энергетики бросили клич. Помочь рублем коллегам по цеху, пострадавшим во время аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

Алексей Бурматов, заместитель главного инженера Новосибирской ГЭС: "Кто сколько может, собрать надо денег".

Во вторник по всей стране энергетики сняли каски в память о погибших на Саяно-Шушенской станции. На минуту стихли голоса. И только монотонный шум машин нарушал тишину. Наглядно доказывая, что ГЭС – жизненноважный объект, остановка которого для региона может оказаться катастрофой.

Источник: ГТРК "Новосибирск"