+7 (495) 135-43-15
Рабочий день с 9:00 до 18:00

Президент РФ подписал Федеральный закон от 09.05.2005 № 45-ФЗ, которым упорядочивается процедура приостановления деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей различными проверяющими органами

02.08.2005 г.

Изменения коснулись большого круга проверяющих. Так, сотрудники милиции имеют право при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел или его заместителя производить (в присутствии не менее двух понятых и представителя юридического лица) осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества; досмотр транспортных средств в присутствии не менее двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в отсутствие указанного лица.
Представителям бизнеса вручаются копия указанного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате проверки. Милиционеры могут изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов, изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз. Есть у них право требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более 30 дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий. В случае, если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются должностным лицом органа внутренних дел (органа милиции), проводящим проверку или ревизию, и передаются лицу, у которого изымаются подлинные документы. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел, проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе об изъятии.
Есть новости в поведении государственных санитарные врачей. В их полномочия теперь не входит право направления в органы сертификации требований о приостановлении действия или об изъятии сертификатов соответствия продукции, работ и услуг в случаях установления несоответствия такой продукции, работ, услуг санитарным правилам. При выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) они теперь должны направлять материалы по приостановлению деятельности проверяемого в суд (пп. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора теперь не имеют право самостоятельно приостанавливать полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара или безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов. При выявлении таких фактов приостановка работы теперь осуществляется только на основании решения суда (абзац 11, части 7, ст. 6 Федерального закона от 21.12. 1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей теперь не имеют право самостоятельно приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников. Лишены этого права и руководители государственных инспекций труда. Приостановка деятельности при выявлении нарушений будет осуществляться на основании решения суда (ст.ст. 20, 25 Федерального закона от 17.07. 1999 № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"). Однако, работодателю следует помнить, что для устранения нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда сохранили свое право требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Государственной инспекцией труда. За не устранение нарушений эти лица несут ответственность, предусмотренную законодательством (п. 4 ст. 20 Федерального закона от 12.01. 1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").
Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, лишились права самостоятельно требовать ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" (п. 2 ст. 27 Федерального закона от 04.05. 1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Должностные лица федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов теперь должны обращаться в суд, чтобы приостановить работу опасного производственного объекта (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").
Законодатель установил жесткие рамки, установив в Кодексе РФ об административных правонарушениях конкретные случаи, когда приостановление деятельности на основании решения суда является законным. Для этого в КоАПе появился еще один вид наказания - административное приостановление деятельности (ст. 3.12. КоАП РФ). Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до 90 суток, и только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Пункт 3. ст. 3.12 КоАП РФ разрешает судьям досрочно прекращать приостановление деятельности по ходатайству наказанного, если будет установлено, что нарушения устранены.

Первоисточник